7.05.02. Необходимые пояснения: Все это изложено ниже уже больше года лежало на полке в рукописном виде. Опус посвящен первой поездке во Францию и написан был именно там, преимущественно, вовремя лекций. Итак, попытка перевести в электронный вид рукопись практически без редактирования…… (Редакторские, то бишь, мои, но более поздние пометки будут написаны курсивом.)
Начато 22.01.01. (вторник)
(не хоббит, но туда и обратно…)
Под впечатлением переписки с АСО и ввиду периодически мучающей меня ностальгии по родному факультету, а так же, с целью иметь план (есть ли у вас план, Вилли Фогс?) “семинара” в дальнем буфете по приезду в родные края, начинаю попытку описать свои приключения. Итак, ERCA 2001, Гренобль, Франция…
ГЛАВА 1. Три дня в пути туда
5.01.01. Приключения должны были начаться именно в этот день, т.к. ровно в 16-30 я должна была отправиться на автобусе сначала в Германию, а затем во Францию. Естественно, в лучших русских традициях, автобус ушел только в 17-00. Наш путь пролегал через город (от Балтов (это Балтийский вокзал в Питере), по Московскому проспекту…), затем, выезд на Киевское шоссе, почти мимо дома моих родителей. Первая остановка – славный город Луга (точнее поселок, но типа городского)… рядом дача моя… Надо сказать, что страх перед неизвестностью подмывал с самого начала уехать несколько в другом направлении. Особенно на Балтах – сесть в 2-х этажный автобус и по известному маршруту неспешно двинуться в Петергоф. Заманчиво! Однако, продолжаем движение на запад.
Вторая остановка – не менее славный город Псков. (Привет Танечке Чулковой, которая по моим данным в это же время была именно там.) Где-то около трех часов ночи мы пересекли Русско-Белорусскую границу. Именно пересекли – без всякого контроля. Если учесть, что на дворе была зима, то процесс оказался весьма интересным. Кругом темень, снежок падает, лес подступает к самой дороге, и вот, посередь всего этого безобразия появляется небольшая освещенная площадка и шлагбаум. Из хибарки выходит нечто в тулупе и валенках, открывает шлагбаум – автобус, не сбавляя скорости пересекает государственную границу.
Родная Белоруссия на первый взгляд ничем не отличается от дружественного ей нашего отечества, как, впрочем, и на второй и на все последующие. Сельская местность представляет собой mix построек в стиле modern, принадлежащих, видимо, “новым белорусам”, и старых деревенских избушек. Правда в отличие от Российских пейзажей, первых все-таки больше. Около пяти утра мы въехали в Минск. Мне кажется, что нынче он сильно похож на Москву, хотя в нашей столице побывать еще не довелось. В Минске мы прямым ходом, т.е. по объездной кольцевой дороге, направились на авто-вокзал, где с большим энтузиазмом, вплоть до восьми утра (того же дня, точнее утра) ждали автобус из столь похожей на Минск столицы РФ. Энтузиазм наш не был оценен – автобус мы так и не дождались. Попытки наших шоферов с теми тоже не увенчались успехом. Вот тут и началось самое “веселое”. Надо сказать, что поездка на автобусе – не самое приятное путешествие, но вполне терпимое. Однако, принимая во внимание время происходящего (я имею ввиду отнюдь не раннее утро и почти бессонную ночь и уж точно не зимний холод, который тоже не сильно добавлял романтики, а лишь то, что у нас только что закончились новогодне-рожественские праздники.) Так вот, все это к тому, что в Европе праздники, а следовательно, и Рождественские каникулы тоже подходили к концу. Поэтому автобус до отказа был набит вновь (и встарь) испеченными эмигрантами, которые следовали в родные им месть после общения с советскими друзьями и родственниками. Контингент, честно говоря, не самый приятный. В основном это пожилые люди (за 50), парами или в одиночку, иногда с внуками дошкольного возраста, или семейство, во главе с мамашей-гусыней, дамой бальзаковского возраста. И вот, в восемь утра эта масса достигла критической величины. Нет, никого не прибавилось, да и не убавилось, но детонирующий эффект произвело длительное бесплодное ожидание. Хотя нас и пытались развеселить просмотром разнообразных фильмов по видику, но заведенная толпа гудела непрерывно. В основном на тему, что ноги их больше в Росси не будет. Можно подумать их там сильно ждут (особенно их ноги). В общем, гудела эта туча аккурат два дня, вплоть до въезда в Германию, но это единственное обстоятельство, подпортившее впечатление. В остальном все было нормально. Где-то к 12-00 того же дня наша группа подъехала к Белорусско-Польской границе. Это было новое “препятствие”, которое мы успешно преодолели примерно в 18-00. Граница в дневное время производит удивительное впечатление. Очень похоже на миграцию леммингов… Говорили, что это одна из самых строгих границ. Не знаю, как на счет строгости – не прочувствовала, но со стороны все это выглядит, наверное, очень забавно. Автобус в течение пяти часов, быстренько так, подбирается к терминалу. Пока автобус ползет к вожделенной цели его пассажиров, пытающихся гулять неподалеку, атакует множество бабушек, дедушек и лиц неопределенного возраста, активно пытающихся сплавить по спекулятивной цене разнообразные товары (колбасы, молоко, сигареты, пиво, фрукты и пр.). От атакующих не спасают даже уютные недра автобуса. Как только автобус, изнемогая и задыхаясь, доходит до поста, его пассажиры должны дружненько из него выбраться, взять весь свой багаж и отправиться проходить контроль. Автобус в это время загоняют в “отстойник” и тоже обшаривают. Видимо нам сильно повезло и т.к. наш автобус был последним, по крайней мере на ближайший час, а таможенник к тому времени сильно утомились, то роль главного досмотрщика выполнил местный кот. Как только появились первые люди, он с деловым видом всех обошел, обнюхал багаж и также степенно удалился. На попытки дать взятку вареной колбасой он никак не реагировал. После этого появились два таможенника в человеческом обличии (М и Ж). Им оставалось только выяснить у кого есть разрешение на ввоз валюты. Даже не прогнали нас через рентген и “звенелку”.
Т.о. мы оказались на польской территории. Все, что сделали польские таможенники, так это проштамповали паспорта и осуществили фейс-контроль. Около 18-30 мы уже сидели в некой таверне (по моим ощущениям около 30 км от границы) и обедали (или ужинали). Подавали сначала суп, типа Knorr, потом гречу с чьими-то почками. В общем довольно вкусно, а может так показалось поле суточного поедания “бомж-пакетов”. Умиротворенные горячей пищей мы двинулись дальше. Правда. за окном было уже темно и не очень-то разглядишь окрестности. Часам к девяти вечера мы въехали в Варшаву. Здесь мы наткнулись на след московского автобуса. Нет, ничего особенного, просто на одной из заправок встретили обратный автобус, который (вернее его водители) сообщили, что видели потерянный нами транспорт. Началась прямо-таки погоня или даже облава, однако метания от вокзала к вокзалу (на автобусе конечно) результатов не дали. Около десяти вечера выяснилось, что вполне достаточно звонка на мобильник, правда, стало непонятно, как встречный мог видеть московский автобус, если тот был далеко позади нас…Зато выяснилось, что в Минске мы были в одно и тоже время, только ждали друг друга в разных местах. Ждать нужно было чтобы некоторые пассажиры могли пересесть, т.к. в Германии пути автобусов пролегали по разным маршрутам.
За ночь мы проехали всю Польшу, так что посмотреть ее не удалось. (А шеф мой в это время был где-то под Варшавой.) Следующим утром, не помню во сколько, но довольно рано, мы подъехали к Польско-Немецкой границе. Стоит отметить еще одно обстоятельство – в наше стране дороги – не такая уж проблема, просто наши водители рулить не умеют, но об этом позже. Германия манила и звала, особенно этих… эмигрантов. Однако, таможенники настолько успешно сдерживали напор вновь приобретенных “сыновей” своей страны, что этот второй барьер мы преодолели только спустя шесть часов. С первыми лучами солнца было обнаружено, что вокруг совсем нет снега, хотя, по словам очевидцев, в 20-х числах декабря были непролазные сугробы (ну по их меркам, конечно).
Первой стоянкой в Германии явилась заправка с “загоном”, т.е. местом, где можно остановиться, выбраться из автобуса, побродить вокруг и даже забежать в кофеюшню. Там мы доблестно дождались Московский автобус. Всего часика три подождали. Зато за это время удалось полюбоваться местным пейзажем. Очень, знаете ли, приятный. Правда сразу отмечу, что за все время пребывания (т.е. отсутствия в РФ) ни разу не возникло мысли типа: “Вот бы здесь жить”. Да, везде интересно, т.к. ново, но и только. Так вот, в Германии оказывается очень интересно решили энергетическую проблему, если таковая была, но если не ее, то уж экологическую точно (это я с профессиональной точки зрения). Они очень активно используют энергию ветра, т.е., попросту говоря, ветряные электростанции. Причем, эти самые пропеллеры стоят как большими группами, так и отдельно. Те, которые отдельно – частные. Построил себе домик в деревне, купил пропеллер и всегда при свете (в смысле при электричестве). Круты неимоверно!
Отличительные черты, видимые невооруженным глазом, так это сплошь черепичные крыши и появляющиеся то и дело башенки, часовенки и замки, видимо достаточно древней постройки. Принципиальных различий между двумя Германиями из окна автобуса разглядеть не удалось. В стольный город Берлин мы не заезжали, только по кольцевой его объехали, и устремились в перевалочный для меня пункт – город Франкфурт (тот, который на Майне). По дороге продолжая любоваться пейзажами и наслаждаться солнышком в январе месяце. Прибыли мы туда с небольшим отставанием от графика (около семи вечера). Автобус последовал дальше на юг, некоторые пассажиры уже радовались встреча с домом, а мне предстояло ожидание следующего автобуса – уже до Парижа.
Мои опасения по поводу пересадки оказались напрасны. За два дня пути мне удалось выяснить у одной “очаровательной” старушки, что ее дочь недавно ездила из Франкфурт в Париж и именно с того места, куда нас привезут.
Франкфурт встретил стеклянными небоскребами и зданиями поменьше, но тоже в супер-модерновом стиле, а также витиеватыми сооружениями на улицах, видимо являющимися иллюстрацией современной немецкой культуры. Очень живописно смотрелась при въезде телевышка, сверкающая и переливающаяся на фоне ночного города. Вокзал (одновременно и авто, и поездной) оказался довольно большим и теплым, было где погулять. Обнаружив камеру хранения, я долго бродила вокруг нее. Сначала “жаба душила” тратить деньги, потом – изучала механизм ее использования. А сдать багаж было бы полезно, т.к. сумочка была не дамская и гулять предстояло еще шесть часов. Тут то и выяснилось, что мелких (в смысле железных, а они не всегда мелкие) монет у меня нет, а желудок уже давно сообщает, что он не доволен. Пришлось решать две проблемы сразу. Слопала я еды где-то на 7 марок (курс в то время был 1:11, т.о. это составило 77 р), зато появилась монетка в 2 DM, которой я накормила автомат камеры хранения (а за одно и сумки ему сплавила).На легке можно было гулять сколько угодно, а точнее до 00-00 часов – времени отправления автобуса. Обследование прилегающих к вокзалу улиц показало, что пьяные у них тоже есть, слава богу не буйные. Наступление позднего вечера обнаружило наличие и достаточного количества бомжей и “сочувствующих” им личностей.
Шатания по вокзалу закончились общением с неким молодым человеком из Аргентины. Прикольный такой парень. Выяснение лингвистических способностей показало полную нашу несовместимость. Он говорил только на немецком и французском, а я, соответственно, на русском и английском. Однако это не помешало поддерживать беседу в течение 15 мин. Потом он направился к своему поезду, успев усомниться в том, что я не говорю по немецки (ха!).
До автобуса оставалось еще 40 минут. Помятуя о записи в буклете о том, что посадка на EuroLine начинается за 30 мин и заканчивается за 10 мин до его отправления, я пошла за багажом. Уже заметно утяжеленная сумкой, я вспомнила отправление из Питера, но ведь я уже в Германии… Ожидание в условленном месте в течение 10 минут не обнаружило ни автобуса, ни его потенциальных пассажиров. Вид одинокого человека под фонарем посередь площади в полночь никого не удивлял. В тот момент, когда неуверенные подозрения в своей нерадивости готовы были перерасти в твердое убеждение, за спиной раздался смех, который был сразу идентифицирован как русский. И точно, послышалась родная речь. По площади шли двое, но к моему сожалению, слишком далеко, чтобы кричать. Однако эти двое определенно что-то искали. В поисках они скрылись за поворотом на ближайшую улицу. За 20 минут до отправления подозрения грозили перерасти уже в панику. Мало приятная перспектива: остаться ночью в чужой стране, в незнакомом городе, да еще и не зная языка! На удачу пара вернулась! На этот раз контакт состоялся. Я с наглой, на сколько это было возможно в данной ситуации, физиономией, поинтересовалась, а не в Париж ли они хотят уехать? Ребята подтвердили мою версию. В ответ на вопрос, чем увенчались поиски остановки, они ответили, что где-то здесь. Поверив моим утверждениям, что со слов некой бабушки, это именно там, где я стою, ребята побежали чего-нибудь перекусить. За 15 минут до отправки, как по взмаху волшебной палочки, появилась толпа народу. Еще через несколько минут подошел вожделенный автобус. Все ринулись к нему, но выяснилось, что автобус вовсе не в Париж. После отъезда ненужного автобуса под фонарем нас осталось четверо. Ровно в 23-55 подкатил еще один, на этот раз “правильный” автобус. Не выключая двигателя впустил всех желающих, у кого были билеты, включая меня, в свой супер салон, и ровно в 00-00 двинулся в сторону Парижа. Наличие большого количества свободных мест и класс водителя (автобус шел под 100 км/ч, а движение можно было заметить только по мельканию столбов за окном) позволило расслабиться и соответственно мгновенно отключиться. Около трех часов ночи (или утра, это для кого как) в автобусе врубили свет, и громкий голос из динамика что-то сообщил. Оказалось, что это паспортный контроль. Высовывания из под куртки паспорта и носа оказалось достаточно для въезда на территорию Франции. Дальше все опять как в тумане…
В 5-30 утра все тот же голос из динамика при включенном свете опять что-то сообщил. На это раз это означало, что мы уже в Париже, хотя так сразу и не скажешь: за бортом бетонные стены и потолок, да пара автобусов стоит. Из тепленького автобуса пришлось таки выгружаться. Приятно было увидеть два знакомых лица – ребята успели на автобус. Они оказались Денисом и Леной – биологи из МГУ. Только что закончили универ, поступили в аспирантуру… Знакомая ситуация, прямо как у меня. Но на этом сходства закончились. Они приехали в Париж на неделю отдыхать. Однако в метро надо было всем. Искомое средство передвижения, а точнее вход в него был найден доволльно быстро. Длительное изучение схемы метро не дало никаких положительных результатов. Тут на наше счастье появился некий мужичок латино-американской наружности и на ломаном английском поинтересовался чем нам помочь. Ребята показали ему название гостиницы, однако все что удалось, так это определить место нашего нахождения. Оказались мы достаточно далеко от центра, если таковым считать главную достопримечательность Парижа. Ребята подхватили сумки и исчезли в метро, а мне нужно было попасть в Гренобль. Если верить карте мира и познаниям в географии, то это другой конец страны, почти побережье Средиземного моря. Дяденька помог мне выяснить, что автобусы в нужном направлении не ходят. Предварительная подготовка дома вселяла уверенность, что нужно на Лионский вокзал. Найдя на схеме станцию с соответствующим названием я попыталась установить оптимальный маршрут. Еще дома знающие люди говорили, что метро в Париже – без пол литры не разобрать, а потому советовали отыскать станцию, где пересекаются только две нужные ветки, и там пересаживаться. Проследив по карте, я поняла, что если последую этому совету, то к вечеру может и доберусь до вокзала: ветки пересекались на другом конце города. Зато, если пересаживаться на больших станциях, то совсем рядом. Наличие большой и увесистой сумки обязало к покупке билет. Не будь ее, так турникет можно было перепрыгнуть, и никаких церберов вокруг не наблюдалось. Правда говорят, что в самом метро ходят контролеры, но не часто. Как мне удалось не заблудиться – не понятно. Все на французском, а я в нем небельмес. Передвижение на этом виде транспорта не произвело впечатления. Все-таки наше метро гораздо красивее, а на счет чистоты, которой они все время кичатся, так это еще “бабушка надвое сказала”.
Каим-то невообразимым образом я оказалась на Лионском вокзале всего через пол часа. Вот тут уж точно, без пол литры фиг разберешься. Оказалось, что метро бывает двух видов. На одном я уже покаталась, а другое какое-то крутое. Логично было предположить что ни то, ни другое до Гренобля не ходит. Поиски выхода к нормальному поезду продолжались около часа, с небольшим перерывом на пожрать и изучение схемы вокзала. Первое помогло гораздо эффективнее. Радости при виде поездов не было придела. Однако теперь предстояло самое главное – покупка билета. В метро с автоматом разговаривать не было необходимости, а тут надо объяснить тете кассирше куда тебе надо, причем по-французски, а я на нем еще ни слова в жизни не говорила. В первом окошке, куда я сунулась, меня послали в соседний зал. Причем направление посыла можно было уловить только по взмаху руки. Следующая касса представляла собой целый ряд из окошек. В одном из них я поинтересовалась, а не говорит ли девушка по-английски, на что получила отрицательный ответ. Мои попытки объяснить по-французски, куда мне нужен билет, спровоцировали целую тираду на английском, из которой следовало, что поезд отправляется в 8-35, т.е. через 20 минут, и стоит это 371 FF, а бонусов для студентов нет. Содержимое кошелька насчитывало ровно на 100 франков меньше, а значит надо было идти менять валюту. Девушка заверила, что это недалеко, но на этот поезд я уже не успела. Процедура обмена, вместе с поисками заняла почти 40 минут. Покупка билета на следующий поезд состоялась уже в другом окошке, у другой девушки. На удачу следующий поезд был уже в 10-35 и стоило это для студентов 271 франк… после этого первую тетю следовало бы прибить.
До поезда оставалось 1.5 часа, сумка уже порядочно оттянула плечо, поэтому идея приземлиться прямо под табло с объявлением посадки показалась очень заманчивой. Созерцание табло в течение 30 минут позволило установить закономерность, что посадку объявляют за пол часа до отправления. Вполне естественно, в этом контексте, что посадку на мой поезд объявили в 10-20 (напомню, что отправление в 10-35). Забег с грузом до нужного вагона занял почти 10 минут. Во-первых, платформа была сама дальняя, а во-вторых, 12-й вагон, при начале нумерации со стороны вокзала – неимоверное везение!
Вагон второго класса оказался наполовину пустой, что позволило удобно устроится у окошка. Любование пейзажем, тем не менее, не состоялось: все окутал утренний густой туман. Стук колес безжалостно усыплял. Дело кончилось здоровым глубоким сном, с короткими пробуждениями, во время которых за окном мелькали деревушки и небольшие города. Коровы, козы – почти как у нас. Во время очередного пробуждения в ландшафте появились небольшие холмы. В следующее – это были уже невысокие горы, а в Гренобле они уже превратились в настоящие Альпы с сверкающими снегом вершинами. Красота! Люблю я горы!